Долой брелок!

25.03.2013

Брелок еще недавно являлся неотъемлемым и едва ли не главным элементом автосигнализации. Однако время идет, все изменяется, и, как телефоны лишились клавиш, автомобильные охранные системы избавляются от таких привычных атрибутов, как брелоки!

Почему без брелока?

Сегодня связка ключей большинства автомобилей зачастую все еще представляет собой достаточно увесистую «гроздь», как минимум с двумя крупными брелками. Первый брелок (отдельный или совмещенный с раскладывающимся ключом) – от штатного центрального замка, второй – от дополнительно установленной охранной системы:

При этом радиобрелок, пусть даже весьма дальнего радиуса действия, по факту является натуральным архаизмом… Откровенно говоря, в современных условиях он имеет крайне ограниченный радиус действия из-за особенностей частоты 433 МГц, слишком быстро теряет связь в городской застройке и радиопомехах, а также обладает потенциальной возможностью для перехвата кода. Да еще и требует лишних действий  по нажатию своих кнопок и наблюдению за информацией на дисплее… 

Поэтому в последнее время все больше появляется различных охранных систем, у которых алгоритм работы предусматривает замену брелока бесконтактной меткой-транспондером, работающей на частоте 2,4 ГГц, которую не нужно, как брелок, извлекать из кармана и нащупывать на ней кнопки. В «безбрелочной» системе вы просто открываете машину ключом или кнопкой на штатном брелке, имея метку в кармане или сумочке с документами, после чего заводите машину и едете – иных дополнительных действий по авторизации владельца в этом случае не требуется! А всю информацию о происходящем в машине и вокруг неё получаете на свой смартфон по стабильному и не имеющему ограничений по дальности каналу сотовой связи.

Как это работает?

Как работает «безбрелочная система» с бесконтактной меткой? Рассмотрим её функционирование в разных режимах.

Снятие с охраны выглядит так. Вы подходите к своей машине, имея в кармане или в сумке с документами бесконтактную метку. Открываете двери родным ключом или с кнопки на штатном брелке-ключе, и в этот момент сигнализация вас «узнает», обнаружив метку, для «общения» с которой применяется криптостойкий  диалоговый  код по радиоканалу на частоте 2,4 ГГц. После этого охранная система тут же сама снимает все блокировки – дает разрешение скрытому под капотом цифровому реле блокировки на запуск двигателя, открывает замок капота, отключает блокиратор КПП и т.д. Иначе говоря - действий проведено много, но они прошли незаметно для владельца – он просто открыл машину ключом и завел двигатель.

Постановка на охрану столь же проста – достаточно закрыть машину и отдалиться от неё на несколько метров. Сигнализация перейдет в режим охраны, заблокирует капот и КПП (если она имеет блокиратор), дополнительные блокираторы дверей (если есть) и будет контролировать все зоны, которые могут оказаться под угрозой – замки дверей и канал зажигания, удары, вибрацию и перемещение автомобиля – для этого в ней имеются все необходимые встроенные датчики. Разумеется, несложно запрограммировать частичные режимы защиты, при которым можно игнорировать ту или иную зону охраны, уйти, оставив запущенный двигатель, который глушится при попытке движения, и т.д.

В режиме тревоги сигнализация может активировать традиционные сирену и вспышки указателей поворота (это можно отключить), но, что гораздо важнее -  связывается с владельцем при помощи GSM-канала. Проще говоря, устройство звонит на ваш сотовый, используя голосовой интерфейс, или отправляет СМС с сообщениями о нарушенных зонах охраны или сервисными напоминаниями – о напряжении аккумулятора машины или батарейки в метке (которой, к слову, обычно хватает года на два).

После общего описания работы «охраны без брелока», перейдем к конкретике и рассмотрим две характерные безбрелочные сторожевые системы - Pandora 4400 от Alarmtrade и AUTOLIS Mobile от Автолис.

Pandora DXL 4400 относится к категории весьма продвинутых и мультифункциональных сигнализаций от Alarmtrade. Она обеспечивает очень высокий уровень сервиса и оповещения владельца о состоянии автомобиля и происходящих событиях, а в комбинации с подкапотным радиореле и электромеханическими замками капота обеспечит надежную защиту автомобиля от атаки угонщиков.

У Pandora DXL 4400 имеется два радиоканала – сотовый GSM и локальный интерфейс ближнего радиуса действия 2,4 ГГц, защищенный надежнейшим диалоговым кодом с индивидуальным ключом шифрования. При помощи своего мобильного телефона вы можете получать информацию обо всех тревожных событиях, прослушивать салон через встроенный микрофон, отправлять сигнал для дистанционного запуска и глушения двигателя, и многое другое. Но даже дистанционно запущенный мотор остановится, если на машине попытаются поехать злоумышленники, не подтвердившие «право владельца» радиометкой, которая должна быть у водителя. В этом случае сигнализация распознает попытку хищения  при помощи собственного датчика-акселерометра, отслеживающего движение, наклон и удар, и заблокирует двигатель.

Радиометка позволяет автоматически открывать двери при подходе хозяина и активировать охрану при его удалении - как мы и рассказывали выше - без каких-либо нажатий на дополнительные кнопки на дополнительном брелоке! А разделение автомобильного ключа и метки в пространстве (когда они не находятся на общей связке) предотвратит угон в случае кражи ключей, что является популярным способом завладения чужим авто в супермаркетах и других общественных местах.

Все «Пандоры» традиционно славятся гибкими возможностями настройки и коннекта к электрооборудованию машины, и 4400 – одна из них. CAN-адаптер позволяет подключаться ко всем современным автомобилям с цифровой шиной данных, а широкие возможности программирования обеспечивают работу множества независимых зон охраны, таймерных каналов, реализацию включения дополнительного оборудования, автоматического запуска мотора при разряде аккумулятора, активацию предпусковых подогревателей и различных иных сервисных функций. Кстати, насчет запуска при разряде аккумулятора – хотя эта функция имеется, вовсе не факт, что она когда-либо потребуется, поскольку сверхнизкое потребление тока сигнализацией в режиме охраны (20 мА) обеспечивает до 30 дней стоянки.

Также радиоинтерфейс ближнего радиуса действия 2,4 ГГц позволяет не только обнаруживать идентифицирующую метку у хозяина, но и получать данные с опционального беспроводного GPS\ГЛОНАСС-приемника Pandora NAV-03, который дает сигнализации данные о местонахождении. Эти данные может принимать владелец на свой смартфон или они могут автоматически отсылаться на заранее запрограммированный номер при ДТП, уже сейчас реализуя функцию, аналогичную только запускаемой единой общероссийской системе автоматического оповещения «Эра-ГЛОНАСС»

В компании Автолис нашли фирменный оригинальный ход – они предложили свое видение охранной системы, в которой все ориентировано на защиту от угона, присутствует обязательное оповещение владельца при помощи канала сотовой связи, и также реализована та самая «безбрелочная» система взаимоотношений автомобиля и человека.

Такую концепцию назвали Сигналайзер, что наполнено глубоким смыслом: это  устройство, где акцентированы в первую очередь противоугонные функции. Изначально сигналайзер – это эффективный иммобилайзер, гарантирующий обездвиживание машины в случае атаки угонщиков, а уже как вторичные возможности в нем добавлена система оповещений на мобильный телефон владельца. 

В режиме охраны AUTOLIS Mobile надежно защищает двигатель цифровым подкапотным реле CBI-500, контролирует движение, наклон и удар по кузову, и информирует владельца обо всем, происходящем с его машиной по мобильному телефону. Модуль связи с меткой по каналу 2,4 ГГц молчит, пока машина не открыта, а не отправляет непрерывные и ненужные сигналы-запросы в пустой эфир до прихода хозяина.

Как и в предыдущей системе, вы просто садитесь в машину и заводите мотор, а умная электроника сигналайзера, опознав метку, совершает массу действий по разблокировке, и так же встает на охрану при удалении хозяина. Открытие двери родным ключом или с кнопки на штатном брелке-ключе пробуждает сигналайзер, который включается и начинает опрос наличия радиометки по диалоговому каналу, неподверженному взлому и перехвату. После чего устройство снимает все блокировки – по фирменной однопроводной цифровой шине CodeBus дает разрешение скрытому под капотом цифровому реле на запуск двигателя, открывает замок капота этим же самым подкапотным модулем (давая владельцу возможность долить омывайки или проверить уровень масла), отключает блокиратор КПП GearLock, если он есть, и т.д..

В устройствах Autolis  можно настроить время включения блокировок при остановке в режиме Anti-HiJack, настроить дальность обнаружения метки (2 варианта дистанции при закрытых дверях и 3 варианта при открытых), отложенный переход в режим «Охрана». Сигналайзер легко подружится с любыми системами автозапуска, с турботаймером и иным допоборудованием.

При желании можно реализовать интересную дополнительную функцию – дополнительную авторизацию владельца при  помощи нажатия секретной комбинации штатных клавиш на торпедо. Это позволяет защитить автомобиль от угона в случае краже полного комплекта ключей и меток. Плюс этого в том, что угонщик не находит никаких дополнительных органов управления охраной - так называемых «секретных кнопок», и не представляет, где отключить блокировку двигателя. Для реализации этого предназначен  дополнительный опциональный модуль под названием Autolis InterCoder. При установке этого устройства запуск мотора и открытие замка капота будет происходить только после идентификации метки + ввода кода со штатных кнопок.