Управляем климатом в машине – что выбрать?

16.06.2015

Как удаленно охладить или прогреть салон автомобиля в летнюю жару или зимний холод? Расскажем вам о преимуществах и недостатках различных решений удаленного управления климатом в машине. Сигнализация с автозапуском или автономные отопители, типа Webasto и Eberspacher? Сравним плюсы и минусы различных решений.


Автозапуск двигателя.

Охлаждение летом

Чтобы сесть в стоящую на солнцепеке прохладную машину, её нужно заранее запустить с брелока или телефона при помощи сигнализации с дистанционным запуском. Первый вариант ограничен дальностью действия брелока и рассчитан на работу возле дома или офиса, второй вариант ограничений дальности не имеет. Разумеется, в машине должен быть ЗАРАНЕЕ включен и установлен на охлаждение кондиционер, а также вентилятор «печки». Для более эффективного охлаждения, обороты вентилятора можно поставить на максимум или почти максимум. Пятнадцати минут работы двигателя в среднем хватает любой легковой машине, чтобы охладить салон до приемлемой температуры.

Прогрев зимой

Работает это аналогично – покидая вечером машину, вы ставите регулятор температуры «печки» на максимум, вентилятор на первую или вторую скорость, а регулятор направления воздуха – на лобовое стекло и в салон. После запуска двигателя начинается его прогрев, и нагрев радиатора печки. Постепенно теплеющий воздух поступает в салон. Особенно эффективен такой прогрев, если в машине есть так называемый «фен» - дополнительный электрический нагреватель, стоящий рядом с радиатором печки. «Фен», как штатная функция, имеется во многих автомобилях, даже в некоторых комплектациях весьма бюджетных моделей, типа Ford Focus или Renault Duster. Он включается автоматически вместе с вентилятором салона, и гонит теплый воздух в салон, не дожидаясь, пока прогреется антифриз в моторе. Хотя, конечно, отсутствие «фена» не является проблемой.

Проблема с прогревом салона посредством автозапуска имеет место в случае дизельных моторов или «холодных» бензиновых, типа печально знаменитого своей «хладнокровностью» фольксвагеновского мотора 1.8 TSI, устанавливаемого на многих VW и Skoda. Если двигатель на вашем авто и так долго прогревается в штатном режиме, то включенный одновременно с запуском вентилятор отопителя удваивает это время. В итоге автовладельцу придется «гонять мотор» на холостом ходу очень длительно, впустую расходуя топливо.

Стоимость.

Управление климатом с помощью сигнализации – бюджетный вариант, доступный каждому, в том числе и для подержанных авто. Для его реализации необходима автосигнализация с дистанционным запуском, стоимость которой с установкой начинается от 12.000 рублей – как, к примеру, у модели StarLine A91 Dialog

Автономные обогреватели.

Охлаждение летом

Жидкостные автономные печки, типа Webasto и Eberspacher, представляют собой миниатюрные котлы, использующие для горения топливо из бака машины и нагревающие антифриз двигателя. Поэтому, говоря об охлаждении, нужно отметить, что эти устройства являются в первую очередь ОБОГРЕВАТЕЛЯМИ и отчасти - ВЕНТИЛЯТОРАМИ. Соответственно, они лучше всех справляются с зимним прогревом салона, но летом не могут его охладить, как кондиционер – лишь ПРОВЕТРИТЬ. То есть, выдуть из салона перегретый воздух, сменив его забортным. 

По команде с брелока или телефона Webasto обеспечит только продувку салона, хотя и она весьма эффективна летом. Даже если на улице днем около 20 градусов тепла, в закрытой машине воздух может нагреваться до 45-48 градусов. При 25-28 градусах в полдень у стоящей на палящем солнце машины температура в салоне доходит до 60 С и выше. Но если минут за двадцать до поездки отправить на автономный обогреватель команду на продувку, к вашему приходу он охладит салон до температуры, ненамного превышающей температуру наружного воздуха в тени. Соответственно, сев в машину, вы не получите ошеломляющего эффекта сауны, а кондиционер доведет температуру до комфортной в несколько раз быстрее, чем если бы он был включен БЕЗ предварительной продувки.

Прогрев зимой

Это основная задача, для которой и разрабатывались отопители, и справляются они с ней эффективно. Ведь помимо салона прогревается и двигатель – и, что важно, БЕЗ запуска. Таким образом, существенно продлевается ресурс мотора, что особенно важно для современных двигателей.

Встроенная горелка Webasto и аналогов использует топливо из бака (бензин или дизель) и прогревает антифриз в рубашке двигателя, гоняя его по кругу. В этот круг включен и радиатор печки. Соответственно, после прогрева охлаждающей жидкости, система включит штатный вентилятор системы отопления  и согреет салон. Вы садитесь в теплый автомобиль, смахиваете дворниками снег со стекол (давно забыв, где у вас лежал скребок для льда!), запускаете двигатель и сразу едете, без необходимости работать на холостом ходу.

Команды на современный автономный отопитель отправляются с мобильного телефона – через голосовой интерфейс или специальное приложение для смартфона. С него же вы можете выставить любые параметры системы – температуру отключения и включения, график запуска и т.д. Потребление бензина обогревателем – ничтожно, не более четверти литра в час. Для сравнения – при прогреве двигателя в режиме холостого хода затрачивается раз в пять больше.

Стоимость

Стоимость автономных обогревателей существенно выше сигнализации с автозапуском. Наиболее доступный вариант Webasto Thermo Top Evo 4 с управлением через телефон обойдется с установкой примерно в 65.000 рублей. Без удаленного управления – около 46.000 рублей. Это, впрочем, легко объяснимо. Такие системы – сложные и требующие особого подхода к безопасности автономной работы. Поэтому производят их всего несколько марок в мире, среди которых нет китайских и демпингующих. Как правило, массово устанавливают системы от Webasto и Eberspacher – эти компании могут себе позволить просить за качество столько, сколько оно стоит. Плюс на цену влияет непростая установка. Отопитель подключается к системе охлаждения двигателя, к топливному баку, к электросети. Это требует немалого времени на монтаж, что влияет на стоимость.

Выводы 

С точки зрения управления климатом в салоне противоборство автозапуска и систем, типа Webasto, выглядит так:

Плюсы автозапуска:

 - невысокая цена

 - отличное охлаждение салона

 - достаточно неплохой прогрев

Минусы автозапуска:

 - в некоторых случаях прогрев неэффективен (зависит от конструкции двигателя)

 - существует ЛОЖНОЕ предубеждение о небезопасности автозапуска в плане угона

 - холодный пуск двигателя сохраняется

Плюсы Webasto:

 - максимально эффективный прогрев салона зимой

 - экономия топлива на прогреве

 - возможность греться в салоне на длительной стоянке

 - существенное продление жизни двигателя за счет теплого пуска

Минусы Webasto:

 - высокая цена оборудования и установки – а запуск через смартфон удорожает систему чуть ли не на 20.000 рублей

 - неспособность охладить салон, как кондиционер – только продуть от горячего воздуха 

Полезные советы

 - Для более эффективного летнего охлаждения и зимнего прогрева салона автозапуском двигателя, полезно заранее включить рециркуляцию воздуха. Это позволит охлаждать/нагревать один и тот же объем воздуха, гоняя его по салону, а не нагнетать непрерывно поступающий с улицы внешний. Если рециркуляция управляется механической заслонкой (что, правда, свойственно в основном машинам прежних лет) – её нужно заранее, с вечера сдвинуть вручную. На современных машинах рециркуляция чаще включается одновременно с вентилятором, автоматически – в определенных режимах распределения воздуха по салону. Тогда, соответственно, нужно поставить распределитель потоков воздуха в соответствующее положение, при котором сразу включится рециркуляция. Хотя на некоторых авто рециркуляция включается только принудительно вручную, да еще и кнопкой, а не сдвижным регулятором – тогда её не удастся активировать ни заранее, ни удаленно.

 - Для более эффективного использования автономного обогревателя в летний период в режиме продувки салона, полезно укреплять на лобовом стекле солнцеотражающую шторку. Лобовое стекло (при наличии тонировки) – самая просторная «дверь» для солнечного жара. Уменьшить её можно недорогим способом – фольгированной шторкой. Еще одна полезная хитрость – оставлять небольшие щелки в окнах для движения воздуха. Но чтобы машина не стала привлекательна для вандалов, желательно иметь на стеклах дефлекторы – они скрывают чуть приоткрытые окна.

 - Если ваш двигатель известен длительным прогревом, что свойственно дизельным моторам, а также некоторым бензиновым, то после его удаленного запуска для прогрева тепло в салоне может так и не появиться, пока вы не сядете в машину и не поедете. В этом случае мотор на время прогрева нужно «нагрузить», включив мощные потребители электроэнергии. Таковыми могут служить фары, обогрев заднего стекла и зеркал, подогреватели сидений и т.д. Вот только возможность их включить вместе с двигателем по сигнала брелока сигнализации или смартфона – вопрос индивидуальный, на каждой машине решенный по своему. Очень часто подогревы сидений не включаются, пока на них не сядет человек, а кнопки обогревателей стекла не имеют фиксации, чтобы их можно было нажать с вечера. Что можно включить конкретно на вашей машине – поможет выяснить практика и инструкция.

 - Если в легковых автомобилях автономный отопитель обеспечивает в первую очередь комфорт, то в грузовиках он экономит деньги, причем очень серьезные. Тягач фуры тратит на зимний получасовой прогрев десяток литров солярки, а на ночную стоянку с ночующим в кабине водителем – около 60-70 литров. «Вебасто» позволяет уменьшить эти цифры более, чем в 10 раз.